По данным ВОЗ, ежегодно в результате ДПТ в мире гибнет более 1,2 млн человек, а получает травмы – 20-50 млн. Половина погибших в авариях – пешеходы, велосипедисты и мотоциклисты [1]. В течение 2019 года на дорогах России произошло более 164 тысяч ДТП, в которых пострадало свыше 210 тыс. человек и почти 15 тыс. людей погибло [2]. Но многих из этих смертей и травм можно было избежать, если бы пешеходы знали о так называемых слепых зонах на трассах и проявляли повышенную внимательность.
Светофор и «зебра» – не всегда гарантия безопасности
Многие пешеходы уверены, что как только они сделали первый шаг на «зебру», автомобили тотчас должны дать им дорогу. По ПДД – да. Но не все так однозначно. Надо понимать, что транспортному средству для полной остановки требуется определенной запас времени и дороги. Нельзя бросаться на переход за метр до приближающегося авто и верить, что водитель успеет затормозить. Даже если транспортное средство движется со скоростью 40 км/час, для полной остановки ему необходимо как минимум 5-10 м. При более высокой скорости или неблагоприятных условиях на дороге тормозной путь может быть в несколько раз больше.
Кроме того, не стоит забывать, что среди участников дорожного движения всегда было немало водителей-лихачей, которым и красный свет светофора, и «зебра» нипочем. Таким лучше просто уступить путь, сохранив себе здоровье, а иногда и жизнь. Поэтому перед тем, как переходить дорогу, пешеход должен остановиться и оценить ситуацию.
Самые опасные ловушки на дорогах
Распространено мнение, что самый большой риск для пешехода – это перебегать шоссе на красный свет. Но как не парадоксально, зачастую не меньшую угрозу представляют собой и ситуации, которые на первый взгляд воспринимаются как безопасные. Речь идет о так называемых ловушках или слепых (мертвых) зонах на дороге. Обычно аварии случаются в таких местах не потому, что водитель принципиально не захотел пропустить пешехода, а из-за того, что попросту его не видел.
«Зебры» на многополосных магистралях
Это одно из самых коварных мест на трассе. Когда пешеход выходит на «зебру», водитель авто, движущегося по крайней к тротуару полосе, соблюдая ПДД, останавливается. Но участники дорожного движения на других полосах могут не заменить этот маневр «коллеги» и продолжать езду на полной скорости по, как они видят, свободной линии. В то же время пешеход может быстро передвигаться по переходу, не понимая, что водители линий, расположенных ближе к середине магистрали, из-за других машин его попросту не видят. В результате получается ситуация, когда пешеход будто бы ниоткуда появляется перед автомобилем, и тормозить уже поздно.
Как правильно поступить? Водители должны следить за маневрами автомобилей на других полосах и, заметив торможение «соседей», сделать то же самое. Пешеход, переходя на очередную полосу шоссе, обязан остановиться и оценить ситуацию на ней и только затем продолжать движение.
Габаритные автомобили перед пешеходным переходом
Линия обзора у водителей крупногабаритных автомобилей намного меньше, чем из компактной легковушки. Остановившись перед «зеброй», пропуская других участников дорожного движения, шофер фуры не может увидеть, что происходит у него прямо под колесами. Именно поэтому переход дороги в плотную к габаритному авто или по диагонали (попадая тем самым в слепую зону) представляет для пешеходов смертельную угрозу. В результате водитель фуры, видя пустую дорогу, может возобновить движение, травмировав пешехода, оказавшегося вне линии обзора.
Как правильно поступить? Шоферам крупногабаритных авто следует останавливаться на безопасном расстоянии от перехода, а пешеходам категорически запрещается переходить дорогу вплотную к таким машинам – только на расстоянии, откуда их увидит водитель, и только строго перпендикулярно линии трассы.
Пробки в одну сторону
Еще одна типичная ситуация, которая на первый взгляд кажется вполне безопасной, но тем не менее кроет серьезную угрозу для пешехода – один ряд стоит в пробке, а вторая полоса дороги свободна. Машины, стоящие в траффике, закрывают для пешехода обзор шоссе, в итоге он видит только часть трассы – перед собой. Риск ситуации в том, что человека, выходящего среди машин, стоящих в пробке, водитель второй полосы также может не видеть и, как следствие, не успеть вовремя притормозить. При этом самую большую угрозу для пешеходов представляют авто, движущиеся не в потоке, а одиночно – их появление предугадать сложнее всего.
Как правильно поступить? Водители должны уметь заранее определять подобного рода ловушки на шоссе и всегда снижать скорость перед «зеброй». Пешеходы, выходя из пробки на встречную полосу, должны сначала выглянуть из-за машин и оценить ситуацию. И тем более никогда не стоит переходить шоссе, даже если машины стоят в трафике, в местах не предназначенных для этого, где водитель не может предугадать появление пешехода и соответственно среагировать.
Почему нельзя перебегать дорогу
Мысль о том, что безопаснее перебежать дорогу вместо того, чтобы медленно перейти, в корне неправильна. Бегать через шоссе, в том числе по «зебре», чрезвычайно опасно, особенно если движение не регулируется светофором. Дело в том, что, передвигаясь по проезжей части медленно, пешеход имеет больше шансов заметить боковым зрением надвигающуюся машину и вовремя остановиться. В то же время водитель, заметив на трассе человека, также имеет время среагировать в соответствии с ситуацией.
Как правильно поступить? Никогда не выбегать на проезжую часть и не бегать по «зебре», даже если в зоне обзора не видно авто.
Отвлекающие факторы: что еще больше повышает риск для пешехода
Чтобы не подвергать себя опасности на дороге, пешеход должен соблюдать ПДД, а также внимательно следить за дорожными знаками, разметкой и всем, что происходит на проезжей части. Но очень часто участники движения игнорируют это правило, отвлекаясь на разные факторы.
В числе наиболее распространенных отвлекающих факторов, которые мешают пешеходу быть максимально внимательным на дороге, специалисты называют:
- разговоры по телефону;
- прослушивание музыки через наушники;
- проверку соцсетей и написание сообщений;
- просматривание рекламы;
- чтение на ходу;
- попытка найти что-то в сумке, продолжая идти по дороге;
- слишком увлеченные беседы с попутчиками;
- употребление еды на ходу;
- перевод взгляда с дороги на часы или телефон [3].
Научные исследования показали, отвлекающие факторы, особенно использование мобильных телефонов во время движения, делают людей менее внимательными, а значит, больше подверженными риску стать жертвой ДТП.
Если подытожить сказанное выше, то главное правило пешехода: никогда не становиться неожиданностью для водителя. Чтобы шофер успел адекватно среагировать, он должен издалека видеть пешехода. Появившийся внезапно на проезжей части человек не дает времени ни себе, ни водителю исправить ошибку и избежать аварии.
- Источники
- ↑ Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). – Доклад о глобальной дорожной безопасности.
- ↑ Википедия. – Дорожно-транспортное происшествие.
- ↑ Автошкола ХайВэй. – Опасности для пешеходов на дороге – советы для осторожных от автошколы ХайВэй.
Больше свежей и актуальной информации о здоровье на нашем канале в Telegram. Подписывайтесь: https://t.me/foodandhealthru