Все материалы на сайте имеют информационный характер. Перед применением тех или иных рекомендаций проконсультируйтесь с профильным специалистом. Не рискуйте вашим здоровьем.

Как опубликовать статью на нашем сайте?

Эко, био и органик: что означает маркировка

Эко, био и органик: что означает маркировкаВ наше время здоровый образ жизни стал одним из главных трендов. Все больше людей занимаются разными видами спорта, корректируют свою диету, стремятся употреблять только полезные продукты. А прилавки продуктовых магазинов только способствуют этому желанию – так и манят к себе товары с зелеными маркировками: «эко», «био», «органик». Вот только стоит ли верить этим надписям? Как свидетельствуют данные опросов, более чем половина потребителей не доверяют маркировке о натуральности и эко-безопасности продукции. Одной из причин столь высокого процента недоверия является то, что потребители просто не понимают, что стоит за маркировками и какая разница между всеми этими «био» и «эко».

Что стоит за зеленой маркировкой

Эко

Использование маркировки ЭКО на товарах предусмотрено нормативами, регулирующими стандарты экологических этикеток и деклараций[1]. Наличие такого знака указывает на экологическую предпочтительность товара. Это значит, что в ходе его производства, транспортировки, хранения, использования или утилизации не наносится (или минимизирован) вред для окружающей среды. Иными словами, покупая эко-продукцию, вы выбираете товар, безопасный для природы. Но вместе с тем надо понимать, что эта маркировка не имеет никакого отношения к качеству самого товара. Она не указывает на то, что продукт более полезный, натуральный или полностью безопасный для здоровья потребителя.

Органик

Возможность применения маркировки «Органический продукт» также имеет под собой правовую составную (предусмотрено в санитарных правилах – СанПиН). Согласно нормам[2], органическим может называться продукт животноводства, пчеловодства, птицеводства или полученный из растительного сырья, производство которого осуществляется в условиях, максимально приближенных к естественным. То есть к органик-продукции не могут применяться пестициды, химические удобрения, стимуляторы роста, антибиотики, препараты для откорма животных, гормональные и ветеринарные средства, генетическая модификация (ГМО) или ионизирующие излучения.

КурицаМаркировка «Органик» привлекает прежде всего тех потребителей, для которых важен принцип «ничего лишнего». Покупая органическую курицу, можно быть уверенными, что ее не пичкали гормонами и антибиотиками, а овощи с такой маркировкой не обрабатывались химикатами и не росли в экологически опасных зонах. Продукция органик больше всего напоминает те самые овощи и мясо, которые выращивают люди в деревнях – все чистое и полностью натуральное.

Кстати, в мировой практике производитель не имеет права наносить на свой товар маркировку «Органик» и «Экологически чистый продукт» без научного основания и документов, подтверждающих этот факт. Желающий нанести на упаковку своего товара пометку «Органик» должен пройти специальную сертификацию. Подтверждающий документ, как правило, выдают только на год, после чего производителю снова предстоит проходить проверку. В разных странах действуют свои стандарты органической продукции. Например, на американской продукции об органичности свидетельствует маркировка USDA Organic Seal, в Евросоюзе – Euro Leaf и Bio-Siegel (преимущественно в Германии), в Швейцарии – Bio Suisse, а в Японии – JAS.

Био

Недавно один из российских интернет-порталов провел небольшое статистическое исследование на основе продукции торговой сети «Перекресток». Оказалось, что самой популярной маркировкой на «зеленых» товарах является ЭКО, а на втором по распространенности месте товары БИО. И надо сказать, результаты эксперимента выглядят вполне реалистично. Вспомните прилавки любого супермаркета – может показаться, что маркировка «био» есть почти на всем. Изначально, согласно ГОСТу[3], данная надпись присутствовала только на продуктах переработки молока, в которых содержатся пробиотики и/или пребиотики.

Логику такой классификации легко понять, если вспомнить, что слово «биос» с древнегреческого переводится как «жизнь». То есть если говорить буквально, то био-продукт – это тот, в котором есть жизнь (живые организмы). Это, например, любимые многими йогурты и кефиры, обогащенные микроорганизмами (например, бифидо-, лактобактериями) для улучшения работы пищеварительной системы.

ОвсянкаДля покупателя, знакомого с данной классификацией, наличие такого знака, например, на соках или овсянке будет выглядеть как минимум странно. Однако в настоящее время БИО сертификация может применяться и к другим видам товаров, если продукция выращена (изготовлена) без добавления вредных химических веществ (типа нитратных удобрений).

Натурпродукт – это еще одно любимое слово маркетологов, которым характеризуют разные группы товаров. Говорить о нормативно-правовой базе, регламентирующей употребление этого знака, не приходится, так как на данное время она попросту отсутствует. Можно только догадываться, что имеет в виду производитель, указывая на этикетке продукта – «натур». Исходя из общепринятого понимания термина «натуральный продукт», можно предположить, что это товар из сырья природного происхождения, в котором не содержатся химические добавки, а в ходе производства применяются технологии, позволяющие максимально сохранить полезные свойства продукции.

По большому счету, натурпродуктом может быть как пища, так косметика и средства бытовой химии. Вопрос только в степени натуральности этой продукции. Скажем, если сравнивать цельное коровье молоко и обезжиренное стерилизованное, то первый вариант можно считать более натуральным, нежели второй. Также вопросы остаются к продукции, содержащей консерванты, усилители вкуса, ароматизаторы и другие добавки. Можно ли их маркировать «натур»?

В целом без соответствующей законодательной базы трудно определять четкие критерии и стандарты натуральности продукции, а правдивость маркировки зависит только от совестливости производителя.

Функциональные продукты

Значение этого термина не совсем понятно потребителям, но большинство из них считает товары с такой маркировкой полезными. Согласно ГОСТу[4], функциональными могут называться специальные пищевые продукты, которые снижают риск развития болезней пищеварительных органов, предотвращают или лечат дефицит разных питательных веществ, восстанавливают здоровье. Функциональные продукты, конечно же, не заменят лекарства, но при некоторых заболеваниях могут быть весьма полезными.

Продукты здорового питания

Исходя из обозначения, можно догадаться, что такой товар полезен для здоровья. Но вот вопрос: чем продукты здорового питания отличаются от, так сказать, «обычных» аналогов? Оказывается, четких критериев для определения данной группы товаров в РФ пока не существует. Опять-таки догадаться, что стоит за такой маркировкой, можно только по правительственному распоряжению (№1873-р от 25.10. 2010 г.)[5]. В тексте документа говорится о том, что в продуктах здорового питания должна быть оптимизирована пищевая ценность, в том числе они содержат меньше жиров, а обогащены витаминами и минералами.

Фермерские продукты

Маркировка такого типа на наш продовольственный рынок пришла сравнительно недавно и пока не существует нормативно-правовой базы, определяющей особенности данной продукции. Формально в эту категорию товаров должна входить только продукция крестьянских фермерских хозяйств, но на деле маркировку «Фермерское» часто используют крупные молокозаводы и мясокомбинаты. Качественная фермерская продукция обычно имеет много общего с органической, но следует различать эти два вида товаров.

Зачем понимать эту маркировку

Врачи говорят, что почти на 80% наше здоровье зависит от того, что мы едим. Но вот беда: далеко не все понимают, как правильно выбирать продукты, как отличать качественную пищу от напичканной химикатами. Если знать, что обработка овощей агрохимикатами ухудшает их биологическую ценность примерно на 16%, а за сезон сельхозкультуры обычно обрабатывают химикатами до 20 раз, то становится понятно, какого качества пищу мы покупаем в супермаркетах. В Союзе органического земледелия подсчитали, что в современной аграрной промышленности используют свыше 200 тысяч разных химикатов, хотя официальное тестирование прошло только 200 из них. А знаете, сколько химии мы съедаем вместе с сельхозпродукцией? Исследователи считают, что за год ее общее количество дотягивает до 9 килограммов.

А именно химикаты, по данным британских ученых[6], сегодня считаются главными виновниками аллергий, неврологических, гастроэнтерологических и онкологических заболеваний.

Исходя из этого, становится понятно, почему люди во всем мире столь требовательны к выбору пищевой продукции и всегда обращают внимание на маркировку еды. В наше время большим спросом пользуются продукты из групп эко, органик и био – те, в которых нет химических добавок. Правда, если на Западе требования к маркировке пищи очень строгие и потребитель всегда точно знает, что покупает, то у нас с этим пока еще проблемы.

Источники
  1. «Техэксперт» – ГОСТ Р ИСО 14025-2012 Этикетки и декларации экологические. Экологические декларации типа III. Принципы и процедуры
  2. Союз органического земледелия – Стандарты, нормы и требования
  3. «Техэксперт» – ГОСТ Р 52738-2007 Молоко и продукты переработки молока. Термины и определения (с Изменением N 1)
  4. «Техэксперт» – ГОСТ Р 52349-2005 Продукты пищевые. Продукты пищевые функциональные. Термины и определения (с Изменением N 1)
  5. ГАРАНТ.РУ (информационно-правовой портал) – Распоряжение Правительства РФ от 25 октября 2010 г. N 1873-р Об утверждении Основ государственной политики РФ в области здорового питания населения на период до 2020 г.
  6. Pesticide Action Network UK – Impacts of pesticides on our health
  7. Общество защиты прав потребителей – Экологическая маркировка (экомаркировка)
  8. РОСБИОстандарт – Экологическая сертификация
  9. РОСБИОстандарт – БИО сертификация

Больше свежей и актуальной информации о здоровье на нашем канале в Telegram. Подписывайтесь: https://t.me/foodandhealthru

Будем признательны, если воспользуетесь кнопочками:
Эко, био и органик: что означает маркировка
обновлено:
4 января, 2020
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Контактная информация

💼 65078, Украина, г. Одесса, ул. Космонавтов, 32, офис 7002

⌚️ пн–пт с 9:00 до 18:00, сб–вс – выходные

📞 +38 (068) 415-40-45

📧 info@foodandhealth.ru


DMCA.com Protection Status

Справка

Карта сайта

© 2024 Food and Health

По вопросам размещения рекламы обращайтесь по электронной почте info@foodandhealth.ru

Просим ознакомиться с политикой конфиденциальности и соглашением об использовании файлов cookie перед началом использования сайта.