Текст представлен исключительно в ознакомительных целях. Мы настоятельно призываем не заниматься самолечением. При появлении первых симптомов - обращайтесь к врачу. Рекомендуем к прочтению: "Почему нельзя заниматься самолечением?".
По другому это заболевание называется синдром Каннера, инфантильный аутизм, аутистическое расстройство, аутизм Каннера или детский аутизм. Имеет код в МКБ-10 – F84.0. Развивается оно, как правило, в детском возрасте. Дети, страдающие аутизмом проявляют все ярко выраженные симптомы расстройства уже в три года.
Медики классифицируют аутизм, как одно из заболеваний нервной системы, однако существует и другое расхожее мнение о том, что это не болезнь, а состояние, характеризующееся отклонениями в развитии ребенка.
- История развития заболевания
- Статистика аутизма
- Классификация заболевания
- Причины возникновения болезни
- Симптоматика заболевания
- Стадии аутистического расстройства
- Особенности развития аутистов
- Диагностика заболевания
- Лечение аутизма и методики обучения детей, страдающих аутизмом
- Профилактические меры при аутизме
- Последствия заболевания
- Как жить с ребенком аутистом
- В заключение
Аутизм может возникнуть не только у маленьких детей, но и у взрослых людей и чаще всего проявляется как один из симптомов шизофрении. Болезнь, возникшая у взрослого человека носит название атипичный аутизм. Причины ее появления, как и в детском возрасте, также до конца не изучены.
Состояние, при котором симптомы и признаки заболевания носят мягкий и слабый характер, получило определение аутического спектра.
История развития заболевания
Впервые понятие «аутизм» появилось в далеком 1910 году, когда Эйген Блейлер, психиатр из Швейцарии, воспользовался им при описании симптомов шизофрении. Основой для него послужило греческое слово αὐτός, в переводе означающее «сам». Описание симптома звучало как уход пациента в свой собственный придуманный мир, вторжение в который любыми внешними воздействиями воспринималось как непереносимая назойливость.
Лишь в 1938 году австрийский педиатр и психиатр Ганс Аспергер впервые использовал это слово, описывая один из симптомов психического расстройства личности ребенка, очень схожий с шизофреническим аутизмом. Именно тогда этот термин приобрел более современное значение. Однако, только в 1981 году синдром Аспергера был признан самостоятельным заболеванием.
В шестидесятых-семидесятых годах уже появились свидетельства того, что проблема аутизма носит наследственный характер. А на сегодняшний день генетическое происхождение заболевания рассматривается как одна из первопричин его возникновения.
И хотя в современном мире достаточно широко развито движение, направленное на нормальное восприятие обществом таких детей, многие люди до сих пор негативно относятся к больным аутизмом. Даже некоторые врачи еще придерживаются устаревших взглядов на это заболевание, что значительно затрудняет лечение пациентов.
Многое изменилось с появлением интернета, благодаря которому аутисты формируют различные сообщества, избавляющие их от общения с внешними раздражителями. Это позволило находить им удаленную работу, которая не предполагает вербального общения и эмоционального взаимодействия.
В социальной и культурной сфере также произошли значительные изменения: некоторые болеющие люди объединяются в поисках возможного исцеления заболевания, другие же утверждают, что аутизм является одним из стилей жизни.
Ежегодно второго апреля отмечается всемирный день информирования об аутизме, который был учрежден Генеральной ассамблеей ООН в 2007 году. Это позволило привлечь внимание к данной проблеме, рассказать обществу кто такие аутисты, и как найти к ним правильный подход. Различная информация и сведения о заболевании прежде всего концентрируют внимание на важности ранней диагностики болезни и необходимости обследования.
Статистика аутизма
Чаще всего развитие аутизма связывают с патологическими изменениями в генах человека, а это значит что болезнь передается из поколения в поколение. Но генетическая составляющая заболевания настолько сложна, что невозможно точно установить причину. В одном случае считается, что источники кроются во взаимодействии различных генов, в другом – в особых мутациях. Иногда развитие болезни ассоциируют с врожденными дефектами личности.
Классификация заболевания
На сегодняшний момент классификация аутизма не является однозначной. Дело в том, что ученые и медицинские работники по своему классифицируют данное заболевание. Поэтому кратко рассмотрим наиболее распространенные разновидности болезни, разделенные на типы по причине возникновения:
- синдром Каннера или классический многофункциональный аутизм;
- синдром Аспергера;
- эндогенный приступообразный аутизм, возникающий на фоне шизофрении;
- синдром Ретта;
- аутизм при абберациях хромосом;
- резидуально-органический вариант аутизма;
- аутизм неизвестного генеза.
Помимо этого, существуют виды аутизма, которые классифицируются по степени тяжести заболевания, характеру его проявления, а также по мере взаимодействия пациентов с внешним миром. Существуют следующие варианты взрослого аутизма:
- Первая группа. Сюда относятся пациенты, контакты которых с внешним миром практически отсутствуют;
- Вторая группа. Больные, относящиеся в эту категорию очень замкнуты в себе, зачастую посвящают все свое время одному и тому же занятию. Такие пациенты очень часто не испытывают необходимости в отдыхе и сне, даже при длительном бодрствовании.
- Третья группа. Объединяет в себе людей, которые игнорируют социальные нормы и порядки по причине их невосприятия.
- Четвертая группа. Сюда относятся более взрослые пациенты, склонные к продолжительному чувству обиды на весь окружающий мир, вследствие невозможности преодоления ими ежедневных проблем.
- Пятая группа. Такие больные отличаются высоким интеллектуальным уровнем. Зачастую они успешно адаптируются в современном обществе, взаимодействуют на равных с окружающими их людьми. Они блестяще обучаются, осваивают различные профессии и часто работают в сфере интеллектуального труда.
Также можно выделить атипичный аутизм, для которого характерно более позднее проявление – после трех лет и отсутствие хотя бы одного критерия из трех, свойственных детскому аутизму.
В медицинской сфере принято различать истинный и ложный аутизм. Характеристика истинного аутизма кроется в патологиях психики, в то время как ложный аутизм болезнью не является. Такие дети просто с рождения замкнуты и необщительны, но это лишь проявления особенностей их характера.
Классификация раннего детского аутизма по степени тяжести
На сегодняшний день существуют четыре группы раннего детского аутизма, отличающихся между собой тяжестью заболевания:
- Первая и самая тяжелая форма заболевания. Характеризуется полной отрешенностью, когда ребенок абсолютно не интересуется происходящим вокруг него. Он не реагирует на ощущения дискомфорта, ласковые слова родных, мокрые пеленки и даже на чувство голода. Они избегают любых телесных контактов и не выдерживают, когда смотрят им в глаза.
- Следующая форма заболевания характеризуется активным отвержением пациентов окружающей их действительности. Такие дети подвержены очень тщательной избирательности при общении с внешним миром. Обычно они общаются только с близкими людьми, иногда исключительно с родителями. Для такой формы болезни характерно проявление избирательности не только в контактах, но и в одежде, и даже в еде. Вмешательство посторонних в жизнь ребенка приводит к появлению сильных страхов, на которые они реагируют агрессией или аутоагрессией. Дети с такой формой аутизма часто используют одни и те же слова в разговоре, повторяют фразы и движения. Но, тем не менее, такие пациенты более социально адаптированы, чем пациенты, относящиеся к первой группе.
- Третья степень заболевания свойственна детям, которые склонны закрываться в себе, уходить в собственный придуманный мир. Таким образом они скрываются от внешнего мира. Их занятия и увлечения зациклены: они могут годами играть в одну и ту же игру, рисовать одни и те же картины и разговаривать на одни и те же темы. В некоторых случаях их интересы мрачные и устрашающие, иногда с примесью агрессии.
- Четвертая, легкая степень аутизма объединяет в себе детей, испытывающих серьезные трудности во взаимодействии с действительностью и окружающим миром. Пациенты при этом чрезвычайно ранимы, эмоционально чувствительны и уязвимы. Они стараются избегать всех психологически негативных контактов, их страшат любые отношения. Также такие дети сильно реагируют на оценку других людей.
Аутизм в подростковом периоде протекает намного тяжелее, чем у пациентов младшего и дошкольного возраста. У более старших детей зачастую на почве заболевания возникают психозы, депрессии и немотивированная агрессия.
Причины возникновения болезни
До последнего времени самой распространенной причиной заболевания считалась генетическая предрасположенность, благодаря которой в головном мозге происходят дисфункциональные изменения, приводящие к возникновению и развитию аутизма. На сегодняшний день все больше оборотов набирает гипотеза о том, что аутизм представляет собой сложное психическое расстройство, вызываемое различными причинами, чаще всего действующими на человека одновременно. К факторам развития болезни можно отнести:
- наличие тяжелых инфекционных заболеваний, особенно при внутриутробном развитии (корь, краснуха, ветряная оспа);
- врожденные нарушения в работе головного мозга;
- низкий вес при рождении;
- внутриутробную гипоксию плода, недоношенные беременности, тяжелую родовую деятельность;
- детскую шизофрению;
- черепно-мозговые травмы у ребенка;
- преклонный возраст родителей;
- радиационное облучение и интоксикацию организма.
Можно также выделить и дополнительные причины, которые могут вызвать возникновение и развитие данной болезни:
- употребление алкоголя и курение;
- пренатальный стресс;
- некачественные продукты питания, пестициды;
- тяжелые металлы и выхлопные газы;
- растворители;
- вакцины.
Также отдельно следует выделить приобретенный аутизм, развивающийся в связи с неправильным воспитанием ребенка или недостатком внимания со стороны родителей. Может возникнуть такое заболевание и у взрослых людей. Чаще всего причинами его появления в таких случаях принято считать:
- хронические депрессивные расстройства;
- наличие черепно-мозговых травм;
- заболевания психологического характера.
В целом, патогенез данного заболевания еще полностью не изучен. Риск возникновения достаточно высок у детей, переживших сильный эмоциональный стресс или травму, сталкивающимися с насилием и унижением в семье, полным игнорированием со стороны родителей – психогенный аутизм.
Симптоматика заболевания
Симптоматика данного заболевания проявляется в совокупности поведенческих и физиологических факторов.
Поведенческий аутизм выражается в различных формах в зависимости от возраста ребенка.
Наличие аутистического расстройства у новорожденных и детей в возрасте до шести месяцев можно выявить по наличию следующих симптомов:
- постоянная нервозность и сильный плач, чрезмерная активность грудничка;
- повышенная пассивность, слабый и невыраженный интерес к окружающему миру, либо полное его отсутствие, минимальная двигательная активность, практическое отсутствие плача;
- задержка в развитии ребенка;
- ускоренный рост головы;
- отсутствие реакции на голоса родителей;
- отказ от грудного вскармливания;
- нет концентрации и фокусировки взгляда на различных предметах и лицах;
- неприятие материнских или отцовских прикосновений.
- отказ от визуального контакта с собеседником;
- невосприимчивость к собственному имени;
- нежелание общаться с другими детьми, постоянное стремление находиться в одиночестве;
- отказ от разговоров со старшими людьми;
- панические состояния при смене привычной обстановки;
- определенные сложности в обучении и приобретении различных навыков;
- проявление интереса к определенному виду деятельности (музыка, компьютер, изобразительное искусство, математика);
- повторение одних и тех же жестов, звуков или слов, проявляющиеся в систематическом порядке.
Симптомы, указывающие на наличие аутизма у детей после одиннадцати лет:
- депрессивные расстройства с проявлениями агрессии;
- нарушение речевой функции;
- склонность к повторяющимся действиям;
- коммуникации с вымышленными собеседниками;
- отрицание необходимости общения с окружающими людьми;
- негативные проявления при любых переменах;
- повышенная тревожность, перевозбудимость, чрезмерная нервозность;
- сильная привязанность к определенным предметам;
- патологические страхи и панические состояния;
- систематическое следование придуманным ритуалам.
Тяжесть развития аутистических расстройств у взрослой женщины или мужчины напрямую связана с их течением в детском возрасте. Обычно они имеют следующую симптоматику:
- игнорирование общепринятых норм поведения;
- скудность мимики, жестов и словарного запаса;
- отсутствие эмоций и интонации;
- невосприятие эмоциональных и чувственных изменений в поведении других людей;
- нежелание контактировать с окружающими;
- серьезные затруднения при построении дружеских или любовных отношений.
Синдром Каннера или детский аутизм чаще всего проявляется у детей в возрасте до трех лет. Нарушения при этом проявляются в коммуникациях и поведении. Социализация ребенка тоже в значительной степени страдает. У таких пациентов прослеживается явная агрессия к себе и окружающим, немотивированные и частые вспышки гнева. Медико-психологические факторы представлены нарушением сна, наличием патологических страхов, сбоями в работе желудочно-кишечного тракта.
Особенности, присущие атипичному аутизму:
- проявление болезни в более позднем возрасте, после достижения ребенком трех лет;
- нарушение социального взаимодействия;
- заторможенность развития;
- стереотипность поведения, возникающая с определенной периодичностью.
Синдром Аспергера или высокофункциональный аутизм отличает от других видов заболевания:
- отсутствие задержки речевого развития;
- познавательные способности развиты выше нормы.
Для этого синдрома также характерно появление стереотипов, страстное увлечение каким-либо одним занятием. Часто у таких пациентов наблюдается неуклюжесть.
Синдром Ретта считается одним из наиболее тяжелых проявления заболевания. Для него характерны следующие симптомы:
- торможение развития речи;
- потеря приобретенных навыков;
- утрата мышечного тонуса;
- серьезный прогрессирующий распад двигательной функции и моторных навыков;
- приступы эпилептического характера.
Симптоматика такого заболевания к пяти-шести годам жизни ребенка очень похожа на последние стадии тяжелых болезней центральной нервной системы. К сожалению, коррекции синдром Ретта не поддается.
Стадии аутистического расстройства
- Острая, начальная стадия. Или стадия психоза. Продолжительность ее обычно составляет от одного до шести месяцев. У пациента наблюдается снижение активности, изменение эмоционального фона, отрешенность от окружающей действительности, уход в себя, торможение развития.
- Регрессивная стадия, продолжительность которой составляет от шести месяцев до года. Регрессивный аутизм характеризуется продолжением снижения активности, утратой приобретенных ранее навыков, потерей речи, появлением двигательных стереотипий: разжатие и сжатие кулаков, поднятие рук на высоту плеч или над головой, постоянное закладывание пальцев друг за друга, наличие примитивных действий, характерных для раннего периода развития, резкое напряжение мышц с последующими взмахами руками.
- Кататоническая стадия длится от полутора до двух лет. Для нее характерно появление расстройств, характеризующихся чрезмерной двигательной активностью с присущей аутизму стереотипией и негативизмом: бег по кругу, раскачивания из стороны в сторону, постоянные кружения, лазание по мебели.
К окончанию последней стадии, как правило, у ребенка наблюдаются улучшения. При этом у него могут проявляться неврозы и психические расстройства, гиперактивность и импульсивность. Но при этом снова восстанавливается поврежденное развитие, что можно заметить по реакции больного на окружающих, регенерации речи в виде звуков или некоторых слогов при эмоциональных всплесках, а также по появлению навыков самообслуживания, ранее утраченных.
Особенности развития аутистов
Механизмы развития у аутистов существенно отличаются от обычных людей. Поэтому применять к ним общепринятые критерии невозможно.
Интеллект и мышление у пациентов, страдающих аутизмом, значительно снижены, характерна невозможность концентрации внимания и неспособность сосредоточиться на каком-либо конкретном действии. Уровень интеллекта у пациентов с высокофункциональным аутизмом обычно достигает среднего или чуть выше среднего. Существует некоторый процент детей, у которых при аутизме проявляется синдром Саванта, отличающий их талантом в какой-либо узкоспециализированной сфере. Также при любом виде аутизма наблюдается значительная тяжесть в обучении.
Речь у больных аутизмом полна штампов, постоянно повторяющихся фраз и слов. Они начинают говорить намного позже своих сверстников, неправильно строят предложения, путают личные местоимения. Часто, говоря о себе, употребляют местоимения «он», «она» или «ты».
Восприятие аутистов заторможено, им достаточно тяжело перерабатывать информацию, особенно при одновременном ее поступлении. От таких пациентов невозможно дождаться быстрого ответа или какой-либо молниеносной реакции. Сенсорный механизм восприятия срабатывает в зависимости от обстановки, в которой находится больной. Легче всего воспринимается информация, поданная в привычной и спокойной среде. Необходимо помнить что, то, на что обычные люди не обратят внимания, у аутистов может вызвать сильнейшее раздражение. Это может быть и яркий свет, и мерцание лампы, и различные запахи, и определенные звуки.
Диагностика заболевания
Диагностировать данное заболевание, особенно на ранних стадиях, очень сложно. Ведь и у обычных детей может прослеживаться отставание в развитии и отстраненность от малознакомых людей. Диагностика аутизма должна происходить в то время, когда родители заметили первые признаки формирования отклонений у ребенка, самым типичным из которых является искаженное восприятие пациентом окружающей действительности.
Заподозрить данное заболевание можно и при внутриутробном развитии. Грамотный специалист заметит отклонения уже во втором триместре беременности, когда интенсивный рост тела и мозга плода, может являться признаком аутизма.
Диагноз аутизм в обязательном порядке ставит врач, проводя различные диагностические тесты, а также тест на уровень интеллекта. Специалист обязан проверить речевые функции ребенка, недостаток коммуникаций и разносторонность его интересов. Важна при этом и социальная активность пациента.
На этом этапе происходит психолого-педагогическая диагностика.
При любых сомнениях проводится анализ, позволяющий исключить другие возможные заболевания: умственную отсталость, речевые или слуховые нарушения, а также ДЦП – так называемая дифференциальная диагностика. Чаще всего при этом назначается консультация логопеда, а также обследование у офтальмолога или сурдолога. В некоторых случаях проводят УЗИ или МРТ головного мозга.
Лечение аутизма и методики обучения детей, страдающих аутизмом
Аутизм не вылечивается полностью. Основной целью при лечении является помощь в формировании социальных контактов, повышение навыков самообслуживания. Хорошо зарекомендовали себя:
- логопедическая терапия;
- игровая и поведенческая терапия;
- трудовая терапия;
- семейная терапия;
- использования различных моделей развития.
Коррекционная работа при аутизме направлена на прием психотропных, противосудорожных препаратов, антипсихотиков и антидепрессантов.
Обучаются дети аутисты отдельно от здоровых детей. Для них существуют специальные учреждения, где используются различные методики обучения.
Профилактические меры при аутизме
Профилактика заболевания заключается в следующем:
- кормление младенца грудью, при возможности, не заменяя его искусственным вскармливанием;
- использование качественных средств гигиены при беременности и в период лактации;
- употребление ребенком только очищенной питьевой воды;
- обязательной вакцинации;
- избегать употребления некачественных продуктов;
- постоянно находиться рядом с малышом.
Соблюдение этих простых правил позволит избежать риска появления аутизма, или значительно снизить возможность его развития.
Последствия заболевания
Наличие заболевания позволяет иметь инвалидность, которая впоследствии может быть снята, благодаря квалифицированной и своевременной помощи.
Как жить с ребенком аутистом
Очевидно, что родителям, имеющим ребенка аутиста достаточно тяжело вести обычную и привычную жизнь. Многие даже увольняются с работы, чтобы можно было полностью заниматься больным малышом. Какие же рекомендации и советы дают психологи, позволяющие справиться с этим нелегким заболеванием? Памятка для родителей аутистов представляет собой следующие пункты:
- Создать благоприятную обстановку в семье, чтобы максимально успокоить больного маленького пациента и подарить ему ощущения уюта и комфорта.
- Научиться понимать ребенка, его речь и действия, чтобы способствовать впоследствии его лучшей адаптации в социальной среде.
- Провоцировать вовлечение в коллективную деятельность посредством невербальных игр. Для этого хорошо подойдут пазлы, головоломки, конструктор.
- Постоянно повторять с малышом пройденный материал.
- При играх необходимо акцентировать внимание ребенка на правильности его поступков, и делать этого постоянно для лучшего запоминания.
- Ставить перед ребенком следует лишь достижимые цели и с терпением относиться к возможным капризам и истерикам.
- Обучать распознаванию эмоций других людей. Для этого хорошо использовать мультфильмы или театральные представления.
Помимо этого нужно водить детей в специализированные группы для страдающих аутизмом, там их учат развивать навыки общения и коммуникации.
В заключение
Аутизм – тяжелое и неизлечимое психологическое заболевание, чаще всего развивающееся в детском возрасте. Иногда ему подвержены и взрослые пациенты. При своевременной диагностике и квалифицированном лечении люди, с таким диагнозом живут полноценной жизнью, получают высокооплачиваемую работу, вступают в брак и заводят детей.
Аутизм – не приговор, и отчаиваться при обнаружении у ребенка болезни ни в коем случае не стоит. Наоборот, следует приложить все усилия, чтобы помочь ему справиться с проблемой.
- Источники
- Википедия. – Аутизм.
- БУ “Сургутская районная поликлиника”. – “Дети дождя”.
Больше свежей и актуальной информации о здоровье на нашем канале в Telegram. Подписывайтесь: https://t.me/foodandhealthru